История севера Подмосковья XI – XVI веков - Святогорово
Географическое положение Дмитрова
Чтобы понять, в чем заключалась причина экономического роста Дмитрова в XV – XVI веке, необходимо присмотреться к его географическому положению. Та область, которая издавна тяготела в Дмитрову и единственно заслуживает право на название Дмитровского княжества, группируется по течению реки Яхромы. Здесь лежали древние волости прежнего Дмитровского уезда – Повельский, Каменский и Вышегородский станы.
Торговые пути
Дмитров стоит на повороте реки Яхромы, там, где она расширяется, становится более полноводной и круто поворачивает с юга на запад к Волге. Теперь Яхрома обмельчала: в сухое лето по ней не везде пройдет глубоко сидящая лодка, но в XVI веке она была доступна для мелкого судоходства.
От Дмитрова начинался судовой ход по Яхроме до ее впадения в Сестру, и далее Сестрой и Дубной в Волгу. Таким образом, Дмитров был соединен с Волгой непрерывной водной дорогой и являлся ближайшей Московской пристанью на верхнем течении Волги.
От устья Дубны водный путь шел в обе стороны, отсюда можно было подняться к Твери. По-видимому, таким именно путем спасалась из Москвы в Тверь великая княжна Софья, которую Шемяка догнал на устье Дубны.
Другая дорога шла вниз по Волге к Нижнему Новгороду. Этим путем, мимо Калязина, ходил в XV веке знаменитый Афанасий Тверитин, тем же путем шли походом на Вятку Дмитровцы и все «поволжане», тогда как москвичи и Муромцы шли Окою и Клязьмою.
С устья Мологи и Шексны начинались большие водные дороги, направлявшиеся к Устюжне Железопольской и Белоозеру, а далее на Двину и Холмогоры. Водою ездил в 1553 г. Иван Грозный на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Он начал путь от Троицы, проехал на Дмитров и Песношу. Здесь он сел в суда на реке Яхроме и отправился дальше Дубной, Волгой и Шексной в Кириллов монастырь.
Другой путь от Волги шел на Устюжну, Тихвин до Ладоги и Орешка, в обход Новгорода. В XVII веке эта дорога описывалась таким образом: «дорога из-за рубежа к Москве старинная, прямая, от Орешка Ладожским озером на Сяское устье, от Ладоги за 20 верст, и Сясью и Тихвином реками приезжают на Тихвину, а с Тихвины ездят к Москве и по городам, на Устюжну, в Кашин, в Дмитров». В начале XVII века в подорожных также описывался путь от Орешка (теперь Шлиссербурга) до Ладоги, Тихвина, Устюжны, Кашина, Дмитрова и Москвы.
По всему этому водному пути выстроился ряд городов, сел и монастырей. Дорога была отмечена рядом таможенных застав, «мытов», где собиралась пошлина с проходивших товаров. Мыты были устроены в Дмитрове, на устье Дубны, в Кашине, Угличе, на устьях Мологи и Шексны. Дмитров был конечным и ближайшим к Москве пунктом; отсюда ехали 60 верст сухим путем, летом на возах, а зимой на санях, по старой Дмитровской дороге, проходившей по Вышегородскому стану.
В XVI веке некоторое значение получила также сухопутная дорога из Рузы на Дмитров, Троицкий монастырь и Александровскую слободу, где находился двор царя Ивана Грозного. В 1563 году для польского посольства был назначен такой маршрут: «не ездя к Москве, из Можайска на Дмитров, а из Дмитрова к Троице, в Сергиев монастырь, а от Троицы в (Александрову) слободу.
Далее »
|